Сотрудник, не обладающий богатым опытом деловых выступлений, во время презентации обычно задается вопросами «как стоять?», «куда деть руки?», «куда смотреть» и тому подобное. Это мешает ему чувствовать себя уверенно и полностью раскрыться, по-настоящему донести свои идеи до аудитории. Он смотрит в пол, его речь сбивчива, а слайды перегружены…
Этот тренинг об основах делового выступления, о том, как нужно правильно подавать информацию, чтобы аудитория ее увидела, услышала, почувствовала и запомнила.
Цель программы
Что получат участники?
- Смогут использовать ключевые приемы и инструменты, позволяющие добиться успеха в публичном выступлении;
- Узнают и смогут применить на практике основные приемы невербальной и вербальной коммуникации с аудиторией;
- Научатся управлять своим состоянием и бороться с волнением перед выступлением;
- Смогут использовать приемы привлечения внимания аудитории и способы ее заинтересовать.
- Формулировать свои мысли при донесении презентации;
- Расшифровать абстрактные понятия с помощью «индийской техники»
- Сформулировать понятные для аудитории суждения (в формате7±2 слова);
- Выдавать суждения в понятном формате «Пирамида»;
- Сначала продумывать презентацию и лишь затем ее озвучивать;
- Разделить презентацию на две части (если необходимо): убедительную и информационную;
- Доносить свои мысли структурно: 1) Введение, 2) Идея, 3) Обоснование/информирование и 4) Итог и следующие шаги;
- Подготовить интригующее введение
- Сформулировать и донести тезисы своей презентации, которые поймут
- Сформулировать и донести аргументы своей презентации, с которыми согласятся;
- Воспользоваться индукционным умозаключением для доказательства деловых тезисов;
- Эффективно готовиться к презентации по профессиональному алгоритму.
Распределение времени в структуре тренинга (формула эффективности):
- 10% - теоретический материал;
- 40% - практическая отработка навыков участников с использованием специальных упражнений;
- 30% - видеосъемка выступлений участников с последующим видеоанализом, разбором ошибок, обратной связью от группы и от тренера.
На тренинге участники:
• Слушают презентации;
• Смотрят демонстрационные видеофрагменты;
• Дискутируют с тренером и друг с другом;
• Играют в ролевые игры;
• Делают пробные презентации с видеосъемкой;
• Обсуждают презентации по «горячим следам» и с помощью видеосъемки (каждый увидит себя на экране минимум 2 раза в каждом тренинге);
• Отдыхают в физических и ментальных разминках.
День 1. «Навыки публичного выступления»
Идея тренинга
Сотрудник, не обладающий богатым опытом деловых выступлений, во время презентации обычно задается вопросами «как стоять?», «куда деть руки?», «куда смотреть» и тому подобное. Это мешает ему чувствовать себя уверенно и полностью раскрыться, по-настоящему донести свои идеи до аудитории. Он смотрит в пол, его речь сбивчива, а слайды перегружены…
Этот тренинг об основах делового выступления, о том, как нужно правильно подавать информацию, чтобы аудитория ее увидела, услышала, почувствовала и запомнила.
Блок и содержание |
Методы работы |
Участники научатся (знания, навыки): |
Время
(минуты) |
Психологические основы воздействия на аудиторию
- Работа с волнением в публичном выступлении;
- Техники управления состоянием;
- «О.Р.У.Ж.И.Е.»;
- «Правило трех».
|
- Мини-лекция;
- Общегрупповая дискуссия;
- Дискуссии в подгруппах с последующим выступлением;
- Выполнение упражнений в общей группе и индивидуально.
|
- Участники изучат психологические основы волнения во время публичного выступления (выброс адреналина);
- Освоят не менее 3 подходящих им способов, как справиться с волнением;
- Определят цель деловой презентации «по Цицерону»;
- Узнают о 3х типах участников презентации (исходя из ведущей репрезентативной системы: визуалы, аудиалы и кинестетики);
- Изучат и начнут применять «Правило трех»: подача важной информации сразу через три канала восприятия: показать, рассказать и передать ощущение.
|
90 |
Кофе-брейк |
|
|
15 |
Основные аспекты поведения оратора
- Главное правило оратора – поддержка визуального контакта;
- Геометрия выступления – стоять или сидеть;
- «Рабочие точки» выступления;
- О чем говорит поза оратора;
- Профессиональные и индивидуальные жесты;
- Жесты «помощники» и жесты «паразиты»;
- Изучение профессиональных жестов.
|
- Мини-лекция;
- Просмотр видеофрагментов;
- Общегрупповая дискуссия;
- Выполнение упражнений в общей группе и индивидуально;
- Видеосъемка выступлений участников с последующим видеоанализом.
|
- Научатся правильно определять «рабочие точки» оратора;
- Смогут определять оптимальную для выступления позу (стоя или сидя, степень «вальяжности» позы и проч.);
- Изучат правило «визуального контакта» и его основные параметры, правило визуального контакта оратора (с каждым участником, 3-8 секунд, по секторам и т.п.);
- Смогут поддерживать визуальный контакт с каждым участником презентации;
- Изучат типологию жестикуляции;
- Смогут демонстрировать профессиональные нейтральные и образные жесты;
- Отработают техники невербального поведения на практике, смогут определять основные ошибки невербального поведения.
|
90 |
Обед |
|
|
60 |
Речь оратора
- Особенности речи оратора;
- Специфика интеллекта аудитории;
- Паузы в речи оратора;
- Интонации в публичном выступлении;
- Яркость и образность.
|
- Мини-лекция;
- Просмотр видеофрагментов;
- Общегрупповая дискуссия;
- Выполнение упражнений в общей группе и индивидуально;
- Выполнение заданий в подгруппах;
- Возможны элементы видеосъемки.
|
- Участники изучат основные параметры речи оратора (паузы каждые 7±2 слова, изменяющиеся интонации, вопросы, метафоры, примеры и т.п.);
- Освоят техники правильного интонирования;
- Смогут применять навыки яркого и эмоционально насыщенного интонирования в своем публичном выступлении.
|
60 |
Кофе-брейк |
|
|
10 |
Языковые средства в публичном выступлении
- Использование различных языковых средств (вопросы, метафоры, примеры);
- Техника эффективного информационного сообщения «Расскажи - приведи пример -резюмируй».
|
- Мини-лекция;
- Видеосъемка выступлений участников с последующим видеоанализом.
|
- Изучат инструменты подачи информационного материала;
- Смогут определять уровни подачи материала – «общий» или сухая теория и «частный» или конкретные примеры;
- Освоят алгоритм изложения информации;
- Отработают речевые приемы и языковые техники на практике, разберут типичные ошибки.
|
30 |
Иcпользование наглядности
- Работа со слайдами
- Использование флипчарта
|
- Мини-лекция;
- Просмотр видеофрагментов;
- Общегрупповая дискуссия;
- Выполнение упражнений в подгруппах и индивидуально.
|
- Изучат 2 критерия профессионального наглядного материала (понятный и эмоциональный);
- Получат не менее 5 рекомендаций по созданию правильного слайда;
- Смогут практиковать не менее 3 рекомендаций по работе с флипчартом;
- Научатся учитывать рекомендации в своем публичном выступлении.
|
25 |
Кофе-брейк |
|
|
10 |
Создание интереса
- Алгоритм начала выступления;
- Техники привлечения внимания;
- Техники создания интереса;
- Управление утомлением слушателя;
- Резюме изученного материала.
|
- Мини-лекция;
- Просмотр видеофрагментов;
- Общегрупповая дискуссия;
- Видеосъемка участников с последующим видеоанализом.
|
- Участники освоят не менее 5 универсальных действий оратора по привлечению внимания;
- Участники узнают не менее 5 действий оратора, позволяющих заинтересовать аудиторию;
- Смогут применять алгоритм открытия презентации (поприветствовать, представиться, тема, цель и регламент);
- Резюмируют основные приемы и методы публичного выступления и применят их в комплексе.
|
105 |
День 2. «Структура эффективной презентации»
Логика и последовательность изложения материала – важнейшие составляющие эффективной и успешной презентации. Зачастую сотрудники искренне считают, что в деловой презентации главное форма, а не содержание. Бывает, что упор делается не на то, что будет сказано, а на то, как это будет сказано и показано: визуальные эффекты, драматургия…
Но как быть, если решение принимается не во время, а после презентации?
Как быть, если в аудитории сидят логически-ориентированные слушатели? И как быть, если мнение составляется на основе цифр и расчетов, а не эмоционального порыва? В этом случае дополнительно к «спецэффектам» внимание нужно уделять и структуре (последовательность подачи материала) и логике (демонстрация умозаключений) презентаций. Этот тренинг как раз о том, как быть понятным и логичным.
Блок и содержание |
Методы работы |
Участники научатся (знания, навыки): |
Время
(минуты) |
Основы структурно – логического анализа
- Повторение материала предыдущего тренинга;
- Рациональное и эмоциональное восприятие презентации и их различие;
- Цель рационального аспекта презентации: аудитория поняла и согласилась с доказательствами.
|
- Мини-лекция;
- Общегрупповая дискуссия;
- Выполнение упражнений в подгруппах;
- Работа с разаточным материалом.
|
- Узнают о разнице в рацоинальном и эмоциональном восприятии презентации.
- Смогут определять цель рационального аспекта презентации как достижение понимания и согласия с доказательствами аудитории.
- Изучат принцип «процесс восприятия информации отличается от процесса ее обдумывания» и его отражение в подаче презентации.
|
90 |
Кофе-брейк |
|
|
15 |
Основы структурно – логического анализа
- Что такое логика и зачем она нужна;
- Основы логики: тезис, аргумент, индукционное и дедукционное умозаключение.
|
- Мини-лекция;
- Общегрупповая дискуссия;
- Выполнение упражнений в подгруппах;
- Выполнение индивидуальных заданий;
- Работа с разаточным материалом.
|
- Изучат и смогут применять на практике основы логического построения структуры презентации;
- Узнают о дедуктивном и индуктивном способе изложения информации;
- Смогут стоить структуру своего выступления в форму «Логическая пирамида»;
- Смогут использовать при создании структуры презентации Закон «поиск взаимосвязи» и следующие из него 2 вида логических пирамид: информационная и убедительная.
|
90 |
Обед |
|
|
60 |
Как быть понятным
- 3 «кита» понятности: понятия, суждения и структура;
- 3 требования к понятиям;
- «Индийская техника».
|
- Мини-лекция;
- Просмотр видеофрагментов;
- Работа с раздаточным материалом;
- Общегрупповая дискуссия
- Выполнение упражнений в общей группе и индивидуально;
- Видеосъемка выступлений участников с последующим видеоанализом.
|
- Изучат принцип 3 «кита» понятности: понятия, суждения (набор понятий) и структура (набор суждений);
- Смогут применять на практике 3 требования к понятиям, которые участники используют во время презентации (декодированные, конкретные, а не абстрактные и с правильной интонацией)
- Отработают на практике «индийскую технику» как способ донести до аудитории «рискованные» и/или новые понятия.
|
60 |
Кофе-брейк |
|
|
10 |
Структура презентации
- Структура презентации;
- Структура введения;
- Требования в формулированию ключевой идеи;
- Разработка обоснования/информирвания;
- Структура резюмирования выступления и подведения итога.
|
- Мини-лекция;
- Общегрупповая дискуссия;
- Выполнение упражнений в общей группе и индивидуально;
- Выполнение заданий в подгруппах;
- Возможны элементы видеосъемки.
|
- Смогут доносить свои мысли структурно:
- Введение,
- Идея,
- Обоснование/информирование
- Итог и следующие шаги;
- Научатся разрабатывать интригующее введение;
- Научатся формулировать и доносить тезисы своей презентации, которые будут понятны аудитории;
- Смогут формулировать и доносить аргументы своей презентации, с которыми аудитория сможет согласиться;
- Научатся пользоваться индукционным умозаключением для доказательства деловых тезисов.
|
50 |
Особенности подготовки к логической презентации
- Алгоритм подготовки к выступлению для логически-ориентированной аудитории.
|
- Мини-лекция;
- Общегрупповая дискуссия;
- Выполнение индивидуальных заданий;
- Работа с раздаточным материалом.
|
- Изучат правила подготовки к презентации;
- Смогут применять правила при подготовке к собственному публичному выступлению.
|
20 |
Кофе-брейк |
|
|
10 |
Отработка структурно – логических принципов на практике
- Резюмирование материала тренинга.
|
- Видеосъемка участников с последующим видеоанализом
- Выполнение заданий в подгруппах
|
- Снова применят на практике структурно-логические принципы компоновки содержания презентации;
- Разберут типичные ошибки;
- Получат индивидуальную обратную связь от тренера и от группы.
|
105 |